Флаконы для духов
Содержание:
- История флаконов с античности до наших дней
- Требования к парфюмерным флаконам
- Классификация флаконов
- Типы флаконов
- Декорирование
- Упаковка
Флакон — это «визитная карточка» парфюма, которую потребитель видит в первую очередь.
Он должен привлекать внимание, максимально точно гармонируя с ароматом содержимого.
Дизайн флакона может быть строгим и лаконичным или совершенно фантазийным.
История флаконов с античности до наших дней
История флаконов для парфюмерии начиналась с появлением первых ароматических благовоний.
Древние египтяне, китайцы, греки, римляне использовали ароматы в лечебных, косметических и эстетических целях, для придания приятного запаха телу и жилью. Ароматические масла наносились на тело, волосы и одежду.
Античные времена
Начиная с античных времен, благовония помещали в специальные емкости, изготовленные из костей, зубов и рогов животных, обожженной глины, камня.
Археологи находят сосуды из меди и камня, изготовленные в III и II тысячелетии до нашей эры.
В конце II тысячелетия до н. э. начали выплавлять грушевидные и цилиндрические бутылочки из силикатного стекла. На востоке изготавливали сосуды с таким узким горлышком, что даже при переворачивании ароматические масла из них выливались по каплям.
Древнеславянские племена для хранения благовоний использовали изделия из камня, дерева и кожи животных, обработанной специальными составами.
Амфора для благовоний.
Средневековье
В Средние века в Египте, на Востоке и в Европе флаконы для благовоний стали делать из благородных металлов. Их украшали драгоценными камнями и эмалями.
Падение Римской империи, междоусобные войны остановили развитие парфюмерной промышленности в западном мире. Христианская церковь объявила духи излишеством, противоречащим истинной вере.
Сосуды для парфюма древнего Египта.
Эпоха Ренессанса
Развитие торговых отношений между западом и востоком приводит к возрождению парфюмерного мастерства в Европе.
Благовония используют для маскировки неприятных запахов грязных тел и зловоний жилых кварталов.
Изобретение жидких духов на основе спирта в XIV веке повлекло за собой всплеск развития парфюмерных емкостей.
При Людовике XV начали разливать духи в стеклянные флаконы, изготовленные вручную в единичных экземплярах.
Эпоха Просвещения
В XVIII веке мастера научились изготавливать сосуды разнообразных форм. Они приобретали очертания птиц, животных, людей, цветов, фруктов.
Флаконы делали из стекла и металла, оформляли драгоценными камнями, ювелирной чеканкой, позолотой, финифтью, глазурью.
С повышением уровня жизни среднего класса флаконы для духов стали изготавливать тиражным способом и упаковывать в коробки.
Затем в моду вошли непрозрачные сосуды из фарфора, опалового и богемского стекла, оформленные арабесками и золотой филигранью.
Стеклянные сосуды стали армировать декоративными металлическими элементами.
Стеклянная амфора в металлической оправе.
XX век
Ведущие парфюмерные компании начали понимать важность единой концепции аромата и его упаковки. Разрабатывать формы бутылочек стали знаменитые художники и дизайнеры.
С начала 1920-х годов широко использовался в дизайне посуды для парфюма стиль ар-деко с угловатыми, рельефными формами, геометрической абстракцией.
Эталоном простоты и элегантности становятся винтажные флаконы для духов, выпущенные Коко Шанель — Chanel №5 в 1921 году. Лаконичные квадратные бутылочки стали частью аромата бренда Chanel.
Флаконы для духов Chanel.
Развитие производства флаконов в России
В России массовое производство парфюмерной тары началось в первой половине XIX века.
Предприятия располагались в основном в Москве и Московской губернии и работали на отечественном сырье. Из-за границы завозилось оборудование, станки для шлифования, полирования и гравировки.
Массовые изделия стекольных заводов имели незатейливый дизайн. По заказам фабрикантов изготавливались дорогие флаконы, дизайн которых разрабатывали художники, работающие на парфюмерных заводах.
Оригинальные бутылки парфюмера Остроумова.
Эксклюзивные изделия создавались по заказам членов царского двора.
В начале XX века стиль модерн, широко захвативший многие сферы искусства, отразился и на художественном оформлении флаконов для парфюмерной воды.
Сосуды стали украшать цветочным и растительным орнаментом, фигурками женщин, изображением животных, птиц, бабочек, русалок, нимф.
Благодаря появившемуся параллельно с модерном «русскому» стилю на флаконах создавались изображения народных героев, персонажей русских сказок, архитектурных памятников. Отображались знаменательные события, связанные с отечественной историей. На флаконах размещались портреты Суворова, Пушкина, Наполеона, членов Дома Романовых.
В разработках высокохудожественных изделий участвовали ведущие ювелирные компании Карла Фаберже, Якова Машукова, Ореста Курлюкова.
Изделия из золота и серебра известных мастеров Михаила Перхина и Генриха Вигстрёма можно встретить на выставках в Эрмитаже.
В создании упаковки для духов «Красная Москва» участвовал художник А. Авсеев.
Дизайн не претерпевшего изменений до наших дней флакона одеколона «Северный», в форме ледяной горы с колпачком в виде белого медведя, разработал Казимир Малевич.
Флаконы одеколона «Северный».
Раритетные бутылочки имеются в собственности многих коллекционеров. Коллекционные флаконы могут стоить в сотни раз дороже, чем сам парфюм.
Наиболее редкие сосуды участвуют в престижных аукционах Европы, России, США. Например, стеклянный флакончик духов Belle Haleine в футляре фиалкового цвета, автором которого был Марсель Дюшан, ушел с молотка за 8 912 000 €.
Требования к парфюмерным флаконам
Вид флакона — эстетический показатель качества парфюма, имеющий большое значение в выборе товара. Он должен привлекать внимание, давая представление об аромате.
Емкости для духов изготавливаются из материалов, разрешенных для контактов с парфюмерной и косметической продукцией. Поверхности изделий не должны иметь видимых дефектов.
Основные требования:
-
экологическая безопасность;
-
химическая инертность;
-
пригодность к перевозке;
-
полная герметичность закупоренных емкостей.
Парфюмерные товары хранятся в таре, защищающей от механических воздействий, солнечного света и прочих внешних факторов.
При утилизации флаконы не должны наносить вреда окружающей среде.
Керамические пузырьки
Классификация флаконов
Емкости для духов различаются по форме, объему, цвету и другим признакам.
По материалу
Парфюмерную продукцию фасуют в стеклянные, керамические, фарфоровые, металлические и полимерные флаконы.
-
Стеклянная тара изготавливается из кварцевого стекла или хрусталя. Бутылочки бывают прозрачными или матовыми, зеленоватых, изумрудных, голубых, желто-коричневых оттенков.
-
Фарфоровые пузырьки обычно выпускаются малыми тиражами, так как материал тонкий и хрупкий.
-
Пластиковые флаконы не подходят для постоянного хранения духов. В них фасуют бюджетные виды парфюма или покупают для переливания жидкости из большой тары в меньшую. Легкие бутылочки удобно носить с собой или брать в поездку.
Атомайзеры для духов
- Металлический атомайзер представляет собой стеклянную бутылочку в защитном футляре.
Стеклянная тара для хранения парфюма практична, прочна, стойка к воздействию любых химических веществ.
Стеклянный флакон из рубинового стекла.
По форме
Форма флакончиков может быть любой:
-
шар, вытянутый овал;
-
конус, призма;
-
цилиндр, кубик;
-
параллелепипед и др.
В дизайне флаконов используются абстракции, женские фигуры, изображения представителей флоры или фауны.
Женские духи обычно разливаются в флаконы с плавными, округлыми контурами, мужские — в бутылочки строгих прямоугольных форм. Но нередко встречаются круглые пузырьки с мужским парфюмом, и строгих форм — с женским.
Часто покупатели предпочитают сосуды необычных форм, оставляя без внимания невзрачные флаконы с понравившимся ароматом.
Производители все чаще отказываются от вычурной упаковки, предпочитая массовые изделия простых форм из перерабатываемых материалов.
Флакон «маффин», украшенный кристаллами Swarovski, парфюмерного дома House of sillage.
По объему
Размер флакона определяется внутренним объемом, толщиной стенок и дна.
Внутренний объем всегда больше содержимого. Духи наливают до нижней границы горла, или на 3-7 мм ниже «плечиков».
Объем духов принято обозначать в миллилитрах (мл/ml) или жидких унциях (fl. oz). При этом одна унция равна 29,57 миллилитра.
Российскими ГОСТ регламентируется выпуск флаконов для парфюма объемами от 1,5 мл до 250 мл.
В продаже и небольшие компактные бутылочки от 5 до 15 мл, которые выглядят как тюбик с губной помадой. Их удобно положить в сумочку и взять с собой в поездку.
Пробирки объемом 1,5-5 мл применяются в основном как пробники, для рекламных целей.
Типы флаконов
Все флаконы делятся на три основные группы:
Spray
Аэрозольные флаконы с пульверизатором, появились в 1870 годах. Сначала это были пузырьки, колпачки которых соединялись с грушей-помпой эластичной трубкой.
Позже механизм распыления был усовершенствован. Емкость с духами заполняется специальным газом под давлением. При нажатии на вмонтированный в крышку пульверизатор жидкость распыляется. Такие флаконы выпускают как бренды типа Dior или Chanel, так и производители категории масс-маркет.
Парфюм Spray экономно расходуется благодаря герметично запаянному распылителю.
Флакон для духов Spray.
Splash
Флаконы с завинчивающейся крышкой, стоппером или притертой стеклянной пробкой. До недавнего времени — единственная форма пузырьков для парфюма. В переводе с французского означает «всплеск», так как при опрокидывании содержимое может выплеснуться наружу.
Их преимущество — в точности нанесения на определенные части тела: декольте, шею, запястье.
Духи в пузырьках Splash нельзя долго хранить, так как от контакта с воздухом парфюм окисляется, внутрь попадают пыль, частички кожи.
Roll-on
В горлышко пузырьков встраиваются пластиковые или металлические шарики, которые при движении по коже выделяют парфюм. Флаконы негерметичны и часто используются для недорогих масляных духов или дезодорантов.
Преимущество «roll-on» в том, что парфюм в таком флаконе сложно подделать.
Из-за постоянного соприкосновения с кожей духи быстро окисляются и долго не хранятся.
Флаконы для духов Roll-on.
Также в парфюмерной промышленности используются крышки со встроенными пипетками и капельницами, магнитные пробки и пр.
Декорирование
Дизайн флаконов влияет на продажи парфюма.
Духи с прекрасными ароматами известных парфюмеров могут плохо покупаться из-за невзрачной, неинтересной упаковки.
Женщины предпочитают духи в телесных, пудровых, светло-розовых упаковках. Мужчины выбирают массивные флаконы из темно-синего или черного стекла.
Виды декорирования:
-
чернение, травление, гальванизация;
-
резьба, чеканка, лепка;
-
металлизация или фольгирование;
-
окрашивание, роспись, печать.
Флаконы для духов премиум-класса инкрустируют драгоценными камнями, стразами, кристаллами Swarovski, золотом или эмалью.
В их оформлении используется дорогое дерево, кожа, перламутр, художественная роспись.
Флаконы парфюмерного дома Alexandre J.
В дизайне находят отражение элементы античных скульптур, цветочные композиции.
Флаконы французского бренда MDCI Parfum.
Упаковка
Упаковка должна привлекать внимание покупателя, рекламировать товар, информировать о производителе.
Задача дизайнера — создание изделия, отражающего его внутреннее содержимое.
Ничего так не отталкивает покупателя, как безликая, непривлекательная, некачественная упаковка.
Упаковка духов Roja.
Флаконы с духами укладываются в художественно оформленные футляры, изготовленные из высококачественного картона, пластика, дорогих пород дерева. Упаковки для элитных духов и одеколонов могут отделываться изнутри бархатом или шелком.
Конструкция упаковки обычно состоит из трех элементов:
-
нижнего бокса;
-
промежуточного элемента для фиксации флакона;
-
верхней крышки.
На лицевой стороне коробки указывается название парфюма, объем продукции, обозначение товарного знака или стандарта. На тыльной — дата производства, штрих-код товара, наименование и юридический адрес предприятия.
Упаковка защищает флакон от солнечного света, предохраняет от повреждений и загрязнений при транспортировке.